Неделя 5-я Великого поста, Преподобной Марии Египетской (VI в.)

К сожалению в это воскресенье в нашем храме вмч. Георгия Победоносца не совершалась Божественная Литургия. Но духовная жизнь, это не только посещением храма. Ограничения на пути в храм не должны быть препятствием для тех, кто стремится к Богу.

В пятое воскресенье Великого поста, посвященное преподобной Марии Египетской, перед неделей, подготовительной к Страстным дням, Церковь достигает полноты покаяния. О святой Марии Египетской можно сказать кратко: она была жительница Александрии, женщина дурной жизни, позор своих сограждан, соблазн, погибель. В какой-то день ей захотелось поклониться живоносному Кресту Господню, частица которого находилась в одном из храмов. И не думая о своей греховности, не думая о том, что по ее жизни у нее ничего общего нет с тем Богом чистоты и любви, Которому она хотела поклониться, она дерзновенно захотела войти в храм. Но какая-то сила ее остановила; каждый раз, как она приближалась к вратам, она была отброшена. Милостью Господа пришло понимание того, что «не пускают» именно грехи. И Мария Египетская пришла в ужас, она обратилась к Матери Божией за помощью и за милосердием – и была допущена в храм. Но из храма она не вернулась к прежней позорной жизни; она ушла в пустыню и там провела, в неописуемом подвиге, в совершенном одиночестве, всю свою остальную жизнь до смерти; жизнь, которая не была жизнью бесплотного существа, но была поистине жизнью воплощенного духа, ожившего покаянием и благодатью. Жизнь любого из нас может стать похожа на житие преподобной Марии Египетской в главном – в решительном желании внутренних перемен, в жажде покаяния. «Нам тоже надо научиться этому: никогда не утешаться тем, что не пробиться нам к Богу, не подойти к Нему. Нам надо научиться такой тоской о Нем тосковать, так к Нему пробиваться, чтобы, наконец, сила Божия и милость Божия ответили на наш зов и на наше отчаяние, полное непостижимой надежды… Но когда с нами это случается, мы только радуемся, мы уходим утешенные, мы не думаем, что нам дано было то, чего никакими силами мы не можем добиться сами. Мария Египетская это поняла, Мария Египетская всю жизнь превратила в благодарение Богу. Она поняла, что, получив то, что ей было дано, уже нельзя жить, как она жила, можно жить только ликующей и скорбной благодарностью. От всего она ушла, что было ей соблазном, что держало ее в плену, и прожила какую дивную жизнь…», – говорит митрополит Антоний Сурожский.

В этот день на Божественной Литургии читался отрывок из Послания апостола Павла к евреям (https://azbyka.ru/biblia/?Hebr.9:11-14). До разрушения храма Соломона христиане из числа евреев, проживавших в Палестине, параллельно посещали и иерусалимский храм, и христианские собрания. Делали они это скорее по привычке, боясь потерять национальную самоидентичность. В 63 году евреям-христианам Палестины направил послание апостол Павел. Опасаясь того, что евреи-христиане оставят Церковь и вернутся в иудаизм, Павел одной из главных тем послания сделал доказательство превосходства Нового завета над Ветхим, Христианства над иудейством. В древнем Израиле первосвященник приносил в жертву животное сначала за свои грехи, затем за грехи людей. Но, к сожалению, ни себя, ни остальных иудеев он этим от греха не освобождал. Ветхозаветная жертва была лишь знаком покаяния, но не способом избавления от греховной ноши. Иисус Христос, Сын Божий, совершенно чуждый греха, принес Самого Себя в жертву, приняв крестную казнь. Его смерть и Его Кровь дали людям свободу от греха, возможность жить принципиально иначе – в согласии с совестью и заповедями Бога. Или как об этом говорит апостол Павел: «Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!»

Также на Божественной Литургии читается отрывок из Евангелия по Марку (https://azbyka.ru/biblia/?Mk.10:32-45). Епископ Переславский и Угличский Феоктист говорит: «В этом евангельском отрывке слова Христа Спасителя о том, что Он «предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет» совершенно не касаются слуха апостолов. Евангелист Марк неслучайно сразу после этих Христовых слов использует наречие «тогда»: «Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн». Стоило Спасителю закончить речь, как к Нему тут же подошли два апостола. Глухота сыновей Зеведеевых, как и зачастую у нас, глухота была обусловлена не особенностями слухового аппарата, а крайне громкими и навязчивыми собственными мыслями.» С чем Господи и помоги нам всем бороться. А также: «слова Христа Спасителя «дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит» не умаляют достоинства Бога-Сына, они свидетельствуют, что у Бога нет пристрастия, как сказал апостол Павел, «ибо нет лицеприятия у Бога» (Рим. 2:11). Первенство и величие определяется не дружбой и близостью, не какими-то особыми заслугами, а исключительно смирением, которое выражается в поставлении самого себя на последнее место и в стремлении без всякого лицемерия служить всем».

Так же хочется напомнить, что завтра Великий Двунадесятый праздник – Благовещение Пресвятой Богородицы.

И на последок хотел бы привести высказывание преподобного старца Амвросия Оптинского: «Отчего человек бывает плох? Оттого, что забывает, что над ним Бог.» И не будем унывать в сложившейся ситуации, а вспомним о Боге и искренне с радостью помолимся и покаемся.

При подготовке материала использовались следующие ресурсы: https://radiovera.ru/ , https://azbyka.ru/days/2020-04-05https://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozhskij/propovedi/10_2

(27)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *