Вербное воскресенье. Вход Господень в Иерусалим.

12 апреля 2020 года, в неделю пальмовых ветвей (Вербное воскресенье), Святая Церковь празднует Вход Господень в Иерусалим.

Вход Господень в Иерусалим – это один из двунадесятых праздников Православной Церкви. Это переходящий праздник, то есть его дата в церковном календаре не фиксирована — она зависит от даты Пасхи.

Обратимся к евангельской истории. Более подробно происходившие события описываются в отрывках из Евангелия по Матфею (https://azbyka.ru/biblia/?Mt.21:1-11,15-17) и Евангелию по Иоанну (https://azbyka.ru/biblia/?Jn.12:1-18), читаемых на утрене и Божественной Литургии в этот день. За шесть дней до еврейской Пасхи Христос направляется к городским воротам Иерусалима. Это – последняя попытка показать людям истинный характер своего Царства «не от мира сего». Поэтому под Иисусом не боевой конь, но кроткий осел, символизирующий мир.  «Единственное, что может превратить человеческую пустыню в цветущий сад, единственное, что может дать жизнь тому, что иначе – пепел, единственное, что может сделать человеческое общество полноценным, единственное, что может помочь человеческой жизни стремиться полноводной рекой к своей цели, – это присутствие Живого Бога, дающего вечное содержание всему временному», – пишет митрополит Антоний Сурожский. Но еврейский народ ожидал, что Господь возьмет в свои руки власть земную и освободит от оккупации.  Встречающие Господа люди размахивают пальмовыми ветвями и кричат осанна! («спасай нас!»). Пройдет четыре дня, и ученики в страхе разбегутся из ночного Гефсиманского сада, оставив связанного Учителя в руках стражи; а толпа, ныне приветствующая Мессию восторженными криками, будет в озлоблении вопить: «Распни, распни Его!». «Как страшно видеть, что целый народ встречал Живого Бога, пришедшего с вестью о любви – и отвернулся от Него, потому что не до любви было, потому что не любви они искали, потому что страшно было так любить, как заповедал Христос, – до готовности жить для любви и умереть от любви. Они предпочли, они хотели, жаждали земного. Осталась пустыня, пустота, ничто…», – пишет митрополит Антоний Сурожский.

 Подражая современникам Христа, мы тоже встречаем Его с зелеными ветвями в руках. Христиане Востока – с ветвями финиковых пальм, лавра, цветами. У жителей Севера они поневоле заменяются вербами – первыми зеленеющими деревьями.

В день праздника Входа Господня в Иерусалим на Божественной Литургии читается отрывок из Послания апостола Павла к филиппийцам (https://azbyka.ru/biblia/?Phil.4:4-9). Послание к филиппийцам выдержано в светлых тонах. Читая его, сложно поверить, что данный текст написан в тюрьме. Павел не только не жалуется на свое существование, но находит силы воодушевить христиан Филипп. «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь», — пишет он и призывает филиппийских христиан явить миру пример настоящей христианской жизни, основанной на нелицемерной кротости, надежде на Бога и любви к людям. Призывает он их и к духовному постоянству — однажды выбрав Христа, филиппийцы, по слову апостола, должны держаться своей веры. Апостол Павел напоминает, что никакой подвиг, совершённый для Бога без ответного дара не остается. «Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, – и Бог мира будет с вами», — говорит он.

В. Г. Шварц. «Вербное Воскресение в Москве при царе Алексее Михайловиче. Шествие патриарха на осляти», (1865)

В России XVII в. в этот день совершался красочный обряд «Шествия на осляти». Особенным великолепием он отличался во времена патриарха Никона (1652–1658) и царя Алексея Михайловича. Шествие начиналось от Царской площади у Покровского (Василия Блаженного) собора, в котором патриарх и царь облачались в шитые золотом и жемчугами ризы. На Лобном месте происходила раздача ветвей вербы и даже настоящих пальмовых ветвей, привозившихся из Персии. Затем царь, пешком, ведет лошадь (вместо осла), на которой сидит патриарх, за красный повод, в Кремль. Впереди же всех едет повозка, везомая лошадьми в великолепных попонах, на которых стоят искусственные деревья, обильно увешанные цветами и плодами. На ветвях их сидят несколько маленьких мальчиков, наряженных ангелами, и весело приветствующих пением: «Осанна!» Патриарх во время шествия осенял народ крестом. Шествие тихо приближалось к Спасским воротам. В это время начинался общий звон, как в Кремле, так и по всем многочисленным московским церквам, и продолжался до вступления царя и патриарха в Успенский собор. Гудел воздух над столицей, и благовест разносился на много верст вокруг!

(18)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *