Неделя 2-я по Пасхе (Антипасха), апостола Фомы

26 апреля Святая Церковь празднует Неделю о Фоме или Антипасху. Так же хочется напомнить, что Пасха празднуется 40 дней, поэтому давайте как можно дольше сохраним в себе Пасхальную радость. Христос Воскресе!

Откуда произошло название Антипасха? Обычно приставка «анти» означает «против», но есть у нее и другое значение – «вместо». В данном случае «анти» не противопоставление, а утверждение Пасхи, ее повторение для апостола Фомы, для которого Пасха наступила на неделю позже других апостолов. Для него этот день был вместо Пасхи.

Апостол Фома (по прозванию Близнец) входит в число 12 главных учеников Спасителя. Мы знаем, что он не поверил рассказам других учеников о Воскресении Иисуса: «…если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20:25). Но через неделю после Воскресения ему уже не нужны были проверки – он своими глазами увидел Воскресшего. Господь явился ему, и Фома тут же воскликнул: «Господь мой, и Бог мой». Был ли настроен Фома скептически или его неверие значит нечто другое? Многие богословы говорят, что неверие Фомы происходит, как это странно не звучит, из-за его сильной веры. Ведь на самом деле апостол Фома был очень предан Господу. Однажды Иисус сказал, что собирается идти в Иудею, где, как известно, Его собирались схватить враги. Апостолы стали отговаривать Учителя от рискованного путешествия. Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с ним (Ин 11:16). Для Фомы Господь и Его учение занимали центральное место в жизни, и он очень боялся ошибиться, именно поэтому не поверил радующемся апостолам. Он хотел сам увидеть Господа. Бог не оставляет, но приходит к тому, кто искренне этого хочет.  Евангелие не говорит вложил ли апостол Фома пальцы в раны Христа или ему было достаточно лишь увидеть Господа. В ужасе от своей дерзости и в изумлении, он лишь восклицает: Господь мой и Бог мой! И это единственное место в Евангелиях, где Иисус Христос прямо назван Богом. После этого апостол Фома доказал свою веру проповедью и мученической кончиной. Именно он основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и совершил немыслимо далекий по тем временам путь в Индийскую землю. Там он принял мученическую смерть: обратил ко Христу сына и супругу правителя индийского города Мелипура, за что был заключен в темницу, претерпел пытки, и, наконец, пронзенный пятью копьями, отошел ко Господу ( 72). До сих пор память о пребывании святого апостола сохранилась среди индусов.

На Божественной Литургии читается отрывок из Евангелия по Иоанну (https://azbyka.ru/biblia/?Jn.20:19-31). Вот что пишет святитель Феофан Затворник: «Мы говорим: «Господь Спаситель», – разумея, что Он Спаситель всех, а апостол Фома говорит: «Господь Спаситель мой». Кто говорит: «мой Спаситель», тот ощущает свое спасение, исходящее от Него. Ощущению же спасения сопредельно ощущение пагубы, из которой извлек спасенного Спасающий. Чувство пагубы жизнелюбивого по природе человека, знающего, что не может он сам себя спасти, заставляет искать Спасителя. Когда обретет Его и ощутит силу спасения, от Него исходящую, хватается за Него крепко и оторваться от Него не захочет, хоть бы лишали его за то самой жизни.»

Также читается отрывок из Деяния святых апостолов (https://azbyka.ru/biblia/?Act.5:12-20). Первая христианская община была тесно связана с Иерусалимским храмом. Апостолы и те, кто был с ними в то время, не осознавали самих себя как какой-то отдельный культ, ведь и Христос Спаситель нигде и никогда не говорил, что Он пришёл основать новую религию. Пришествие Мессии Христа — естественное развитие ветхозаветной религии и исполнение древних пророчеств. Иудеи все еще ждут прихода Мессии. Также в первохристианские времена, как и во все времена, действия Церкви проявлялись не только в проповеди Слова Господня, но также в физическом и душевном исцелении больных. Но главная цель Церкви – исцелять грешных людей. Исцелить от греха со всеми его симптомами может только Бог. Он начал это исцеление, послав на землю Своего Сына, Который и воскрес из мёртвых. Те люди, которые соединяются с Воскресшим Иисусом Христом в вере и любви, соединяются с Ним в Его смерти и Воскресении. Они уже здесь, в мире греха и несвободы, получают залог вечной жизни — надежду на полное и окончательное освобождение, на исцеление от греха со всеми его убийственными следствиями. Это освобождение в богословии и называется «спасением».

Первое воскресенье, следующее за Пасхой, называют не только Антипасхой, но и «Красной горкой». Народное название «Красная горка» связано с тем, что после зимы и долгого поста начинались гулянья, а первыми просыхали именно пригорки, где и собиралась молодежь. Начиная с этого дня в храмах возобновлялось Таинство Венчания, а потому на Красную горку и следующую неделю приходилось много свадеб. В первые века христианства в этот день неофиты (недавно крестившиеся христиане) меняли свои праздничные белые одежды, в которых ходили всю неделю после своего крещения.

И на последок хотел бы привести слова митрополита Антония Сурожского: «Те, кому мы скажем о Воскресении Христовом, те, кому мы объявим, что Он воскрес, что Он – Бог, что Он победил, – как могут они поверить, если мы будем подобны тем Апостолам, которые могут только ликовать о том, что пережили, но не могут явить ни силу, ни славу Воскресения (ведь Святой Дух еще не сошел на них) ?.. И потому мы, верующие в Воскресение Христово, должны стать народом новым, обновленным, другими людьми: людьми, которые веруют в жизнь и в жизнь вечную, в которых торжествует победа над смертью уже теперь, потому что мы, приобщившись к смерти Христовой, живем – должны бы жить! – вечной жизнью воскресшего Христа, жизнью Божественной…»

При подготовке материала был использованы ресурсы: https://azbyka.ru/days/2020-04-26, https://radiovera.ru/

(24)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *